Сделать домашней | Добавить в закладки | Реклама на сайте
ПРАЙМ

ПОИСК

№ 7(14)
Июль 2010 г.

IR-обозрение июль'2010

Скачать PDFК списку выпусков


СОДЕРЖАНИЕ

ИНТЕРВЬЮ: Интервью президента "Национальной фондовой ассоциации" Константина Волкова агентству ПРАЙМ-ТАСС

Вопрос: В конце июня в Торонто проходил очередной саммит G-20. Что ожидали российские участники финансового рынка от этого саммита, на котором наряду с вопросами регулирования финансовой сферы обсуждалась и политика выхода (exit policy) из режима антикризисного стимулирования правительствами частного сектора?

Ответ: Как мне представляется, ожидалось подтверждение лидерами "двадцатки" их приверженности конкретным договоренностям, которые были достигнуты осенью 2009 года на саммите в Питтсбурге. Это, прежде всего, касается вопросов более жесткого регулирования внебиржевого рынка деривативов и секьюритизации, работы рейтинговых агентств и хедж-фондов, то есть тех финансовых инструментов и сфер деятельности, которые сопряжены с высокой рискованностью и ситуация с которыми во многом определила финансовую нестабильность последних лет.

Нам эти требования понятны, практически все из них более или менее актуальны для российского рынка. Это, в частности, касается совершенствования деятельности рейтинговых агентств и такой сферы, как секьюритизация, которая весьма сенситивна и может вместо доходов принести много вреда, о чем свидетельствует соответствующий зарубежный опыт.

Что касается exit policy, то в России, в отличие от США и некоторых других западных стран, антикризисная политика имела сравнительно ограниченный характер. Главные стимулирующие меры были достаточно краткосрочны, главным образом в течение осени 2008 - весны 2009 гг. Но в результате принятых мер, а также вызванного мировым кризисом экономического спада в России и негативных для нас изменений конъюнктуры на мировых товарных и энергетических рынках, профицит бюджета ушел в прошлое. В этой связи для России важной мерой по стабилизации ситуации могло бы стать активное развитие рынка внутренних долговых обязательств. Это, с одной стороны, содействовало бы решению проблемы гарантированного покрытия бюджетного дефицита, а, с другой - послужило бы развитию российского финансового рынка и созданию дополнительных возможностей для инвестирования его участниками.

Вопрос: Каким вы видите текущее состояние российского финансового рынка?

Ответ: Российский рынок принадлежит к категории развивающихся рынков. С одной стороны, у нас заданы основные его ориентиры, есть базовые нормативные документы и работающий его механизм. На рынке есть инструменты, операции, ставки и т.д. С другой стороны, имеются и различные недочеты. Если говорить об инструментах финансового рынка, то отсутствуют целые сегменты и сектора, которые активно функционируют на первоклассных рынках, - такие, как кредитование ценными бумагами или развитый рынок производных. Однако, как ни парадоксально, - это стало и определенным нашим преимуществом, поскольку массовое использование тех же ПФИ на российском рынке могло бы усугубить кризис 2008 г.

Вопрос: Чего же именно не хватает российскому финансовому рынку? Каковы основные его недостатки?

Ответ: Слабых сторон у нас пока достаточно. К ним относятся такие проблемы, как недостаточная прозрачность и открытость рынка, отсутствие адекватных систем управления рисками, несовершенство рейтинговой системы, недостаточный инструментарий и многие другие вопросы, которые были отмечены на Питтсбургском саммите G-20 в 2009 г как типичные для развивающихся рынков.

Если говорить о специфических российских особенностях, проявившихся в кризис, то я бы назвал следующие моменты: первый - это чрезмерный объем корпоративной задолженности, обслуживать который в период кризиса могли далеко не все компании; еще одной проблемой является отсутствие риск-менеджмента надлежащего уровня, необходимость которого участники осознали только в момент кризиса.

Вопрос: Какие меры предпринимает Национальная фондовая ассоциация (НФА) для решения этих проблем и развития российского финансового рынка в целом?

Ответ: Основной наш вклад – это работа, которую мы осуществляем совместно с ЦБ РФ и ММВБ по созданию современной системы рефинансирования. К этому относятся проекты НФА по развитию РЕПО и кредитования ценными бумагами и других проектов. Отдельно я хотел бы остановиться на инициативе по созданию системы оценки активов. Мы работаем над созданием 4-уровневой системы цен, которая в конечном итоге должна позволять участникам финансового рынка получать справедливые цены на бумаги вне зависимости от ситуации на рынке и от того, являются ли они ликвидными или нет. Первый уровень этой системы, позволяющий участникам получить цену на ликвидные активы – это биржевые торги, на которых в ходе сделок формируются цены. Второй уровень – это цены, в расчете которых участвуют котировки самих участников рынка. Примером такой системы может служить облигационный фиксинг НФА, в который входят около 400 бумаг. Третьим уровнем системы, позволяющим оценить малоликвидные активы, являются так называемые расчетные цены, которые определяются по специальной методике. Четвертым уровнем являются так называемые экспертные оценки, которые позволят оценить неликвидные активы. Подчеркну, что на всех уровнях мы планируем определять цены по согласованным с регуляторами методикам.

В настоящее время в Минфине совместно с ФСФР готовится нормативный документ, посвященный определению справедливых цен на активы. Мы надеемся, что в ближайшее время этот документ будет представлен профсообществу.

Вопрос: Что еще предпринимает НФА по развитию российского финансового рынка?

Ответ: Помимо описанного выше проекта, мы, в частности, занимаемся формированием системы рейтингования. Одним из ее элементов является шкала соответствия между рейтингами российских и зарубежных рейтинговых агентств. Сейчас мы готовимся разработать методику, чтобы отойти от экспертных оценок при установления соответствия между рейтингами, и перейти к системе, при которой этот процесс будет стандартизирован и технологичен. Работа проводится в рамках рабочей группы, в которую входят представители российских рейтинговых агентств, Минфина, Банка России и других заинтересованных сторон.

Кроме того, из обозначенных выше международных рекомендаций, мы собираемся уделить внимание стресс-сценариям. НФА планирует заниматься разработкой стресс-сценариев, которые со следующего года планируется - в квартальном или полугодовом режиме – готовить для участников ассоциации.

Вопрос: Расскажите о последних планах НФА в развитии рынка РЕПО?

Ответ: Для развитых рынков этот инструмент уже стал обычным, однако для отечественного рынка он еще достаточно нов. Мы легитимировали РЕПО, внеся разделы, посвященные сделкам РЕПО, сначала в Налоговый кодекс РФ, а в прошлом году и в закон "О рынке ценных бумаг". В ближайших наших планах находится разработка указанных в ФЗ "О РЦБ" общих условий исполнения операций РЕПО, которыми будет регулироваться исполнение этих сделок на внутреннем рынке независимо от места их проведения.

Мы также принимаем участие в работе по задействованию РЕПО через центрального контрагента. Для того чтобы это сделать эффективно, необходимо фактически ввести на российском рынке операции кредитования ценными бумагами. Для этого, в свою очередь, нам необходимо осуществить целый ряд шагов в сфере законодательно-нормативной базы, налогообложения, бухучета и т.д. Мы надеемся, что в 2010 г нам совместно с Национальным клиринговым центром и Национальным депозитарным центром удастся доработать этот механизм и предложить его участникам финансового рынка.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раскрытие информации "ПРАЙМ"
8-800-333-50-50
(будни с 8-00 до 20-00 мск)
E-mail: disclosure@1prime.ru

Важная информация:

    Электронные документы, содержащие публичную информацию, должны быть подписаны эмитентом усиленной квалифицированной электронной подписью.
    Организациям, раскрывающим информацию на добровольной основе, необходимо направить письмо на адрес disclosure@1prime.ru с запросом для их подключения к сервису раскрытия информации без использования электронной подписи.