Сделать домашней | Добавить в закладки | Реклама на сайте
ПРАЙМ

ПОИСК

№ 10(17)
Октябрь 2010 г.

IR-обозрение октябрь '2010

Скачать PDFК списку выпусков


СОДЕРЖАНИЕ

Д.МЕДВЕДЕВ ПОДПИСАЛ ЗАКОН, НАПРАВЛЕННЫЙ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ О СУЩЕСТВЕННЫХ ФАКТАХ

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Госдумой 24 сентября 2010 г и одобренный Советом Федерации 29 сентября. Об этом 6 октября сообщила пресс-служба Кремля.

Закон направлен на совершенствование правовых условий раскрытия эмитентом эмиссионных ценных бумаг информации о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и на повышение прозрачности его деятельности.

Закон вводит такие понятия, как контролирующее лицо и подконтрольное лицо (подконтрольная организация). Контролирующее лицо - это лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 проц голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 проц состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - это юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Данные термины будут использоваться только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с законом "О рынке ценных бумаг".

Закон признает существенными фактами сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента. При этом предлагается существенно расширить перечень сообщений о существенных фактах, подлежащих раскрытию или предоставлению на рынке ценных бумаг.

Закон, в частности, относит к существенным фактам, наряду с прочими, такие важные события, как появление у эмитента признаков банкротства; размещение облигаций за пределами страны; появление лиц, получивших прямой или косвенный контроль над эмитентом; получение эмитентом прямого или косвенного контроля над третьими лицами; годовые, ежеквартальные и промежуточные сводные бухгалтерские (консолидированные финансовые) отчеты; приобретение (отчуждение) голосующих акций (долей) эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций эмитента, эмитентом и (или) подконтрольными эмитенту организациями, в том числе организациями, входящими в группу организаций, определяемую в соответствии с законодательством РФ в целях составления консолидированной финансовой отчетности эмитента, и многое другое. Всего предусмотрены 50 существенных фактов.

Закон определяет условия, при одновременном соблюдении которых эмитент на основании своего заявления и по решению ФСФР может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие и предоставление информации о ценных бумагах. В частности, если у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг; если акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже или ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг; если число акционеров эмитента не превышает 500.

В законе уточнен перечень лиц, обязанных раскрывать информацию, и перечень лиц, которые могут получать соответствующую информацию. Закон вводит запрет на распространение информации о ценных бумагах и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, и устанавливается закрытый перечень лиц, которым может предоставляться такая информация. Любая информация о ценных бумагах, в том числе об инвестиционных паях паевых инвестиционных фондов (ПИФ), и о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, не может распространяться среди неограниченного круга лиц, в том числе с использованием рекламы, за исключением информации, подлежащей раскрытию в случаях, предусмотренных законом о рынке ценных бумаг или иными федеральными законами о ценных бумагах.

Информация о ценных бумагах, в том числе об инвестиционных паях ПИФов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также об эмитентах таких ценных бумаг (лицах, обязанных по таким ценным бумагам), может предоставляться владельцам данных ценных бумаг, лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, государственным органам и органам местного самоуправления в целях выполнения их функций, а также иным лицам, предусмотренным нормативными правовыми актами ФСФР.

Информация о производных финансовых инструментах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, может предоставляться сторонам договоров, являющихся такими производными финансовыми инструментами, лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, государственным органам и органам местного самоуправления в целях выполнения их функций, а также иным лицам, предусмотренным нормативными правовыми актами ФСФР.

Ценные бумаги и производные финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов, не могут предлагаться неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы, а также лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами. Обращение эмиссионных ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг допускается при условии регистрации проспекта таких ценных бумаг.

Эмитент несет ответственность за убытки, причиненные им инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие раскрытия или предоставления недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, в том числе содержащейся в проспекте ценных бумаг

Ранее действовавшая редакция закона "О рынке ценных бумаг" предусматривала, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 проц и более акций каждой категории (типа(, а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 проц и более голосов на общем собрании членов такой биржи. Данные ограничения не применялись к акционерам (членам( фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами.

Новым законом предусмотрено не применять эти ограничения к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами или валютными биржами, имеющими разрешение (лицензию) Банка России на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, а также к фондовым биржам, совмещающим свою деятельность с деятельностью валютной биржи. Снятие ограничений на владение более 20 проц в капитале фондовой биржи позволит провести консолидацию внутри группы ММВБ путем слияния ММВБ и фондовой биржи ММВБ.

к содержанию

 




Компании - лидеры роста капитализации на 01.10.2010 г.

Название компании Тикер Капитализация на 01.10.2010, руб. Изменение по отношению к аналогичному периоду предыдущего месяца, %
ОАО "НОВГОРОДСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" NGSB 277 373 427 106
ОАО "АСТРАХАНСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" ASSB 995 235 500 73
ОАО "СТАВРОПОЛЬЭНЕРГОСБЫТ" STSB 1 394 278 134 64
ОАО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" PBSB 9 642 082 646 60
ОАО "БУРЯТЭНЕРГОСБЫТ" BUSB 379 501 307 49
ОАО "ДАГЕСТАНСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" DASB 210 764 619 48
ТРАНСКРЕДИТБАНК TCBN 42 304 425 674 47
ОАО "РЯЗАНСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" RZSB 1 419 402 969 46
ОАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ" KRSB 2 991 522 813 42
ОАО "КУБАНЬЭНЕРГОСБЫТ" KBSB 1 597 885 325 41

к содержанию


Компании - лидеры снижения капитализации на 01.10.2010 г.

Название компании Тикер Капитализация на 01.10.2010, руб. Изменение по отношению к аналогичному периоду предыдущего месяца, %
ОАО "ТД ЦУМ" TZUM 2 794 624 275 -45
ОАО "ПРОТЕК" PRTK 28 608 900 000 -43
ОАО "КОРПОРАТИВНЫЕ СЕРВИСНЫЕ СИСТЕМЫ" BENR 481 755 033 -19
ОАО "МИК" DIKO 2 638 000 000 -18
ОАО "НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ" NMTP 75 171 059 506 -16
ОАО "МЕРИДИАН"" MERF 2 416 058 721 -15
ОАО "КУЗБАССЭНЕРГО" KZBN 23 888 482 854 -14
ОАО "ВОЛОГОДСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ" VOSB 344 068 132 -13
ОАО "ЦМТ" WTCM 13 214 766 000 -10
ОАО ПМП PRIM 4 002 666 192 -9

к содержанию


Компании - лидеры по объему капитализации на 01.10.2010 г.

Название компании Тикер Капитализация на 01.10.2010, млн руб. Изменение по отношению к аналогичному периоду предыдущего месяца, %
ОАО "ГАЗПРОМ" GAZP 3 803 860 0,42
НК "РОСНЕФТЬ" ROSN 2 203 891 5,3
СБЕРБАНК РОССИИ SBER03 1 900 515 11,4
ОАО "ЛУКОЙЛ" LKOH 1 482 991 6,4
ОАО "СУРГУТНЕФТЕГАЗ" SNGS 1 051 988 0,9
ОАО "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ" GMKN 995 837 -0,3
ВТБ VTBR 925 758 9,0
ОАО "НОВАТЭК" NOTK 718 451 9,3
ОАО "НЛМК" NLMK 664 169 21,3
ОАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" SIBN 561 749 1,8

к содержанию


Информационно-аналитическая система "БИР-Эмитент"

  • Оперативный и фундаментальный анализ данных по всем российским эмитентам, ценные бумаги которых торгуются на российских и международных биржах. Информация по ценным бумагам, бухгалтерская отчетность, финансовая и производственная статистика, консенсус-прогнозы, комментарии аналитиков, новости, документы ФСФР и проч.

  • Возможность для эмитентов формировать свой инвестиционный имидж, предоставляя информацию о себе с помощью сервиса "Мой кабинет".

  • Возможность трансляции данных системы в режиме on-line на другие информационные порталы.

    Полнота и достоверность данных в БИР-Эмитенте определяется официальными источниками информации: Росстат, Минфин России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора, Банк России, отраслевые ведомства, информация от самих компаний и банков, новостная лента АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС", биржевые площадки: ММВБ, РТС, LSE, NYSE, NASDAQ.

    ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ

    БИР-Эмитент позволяет изучать подробные данные по всем российским эмитентам, а так же строить и анализировать выборки по группе эмитентов в разрезе различных показателей.

    В "Карточке эмитента" собраны общие сведения о компании, данные об учредителях, долевом участии, о финансово-хозяйственной деятельности, отчетности по МСФО, о выпуске ценных бумаг, текущих котировках и динамике итогов торгов, новости компании, комментарии и обзоры аналитиков, информация, раскрываемая эмитентами на рынке ценных бумаг в соответствии с требованиями ФСФР (квартальные отчеты, выпуски ценных бумаг, списки аффилированных лиц, существенные факты и др.).

    БИР-Эмитент уделяет особое внимание инвестиционной активности регионов - субъектов федерации и муниципальных образований. Карточки регионов и городов-эмитентов содержат общую информацию о регионе, социально-экономические показатели, данные о выпуске основных видов продукции, исполнение консолидированного бюджета субъекта федерации, информацию о выпущенных облигациях.

    Система позволяет формировать списки эмитентов, пользуясь широкими возможностями поиска - не только по местоположению, принадлежности к отрасли, но и накладывая условия на финансовые, экономические, расчетные показателей (в том числе устанавливать числовые значения), на вид и объем выпускаемой продукции.

    БИР-Эмитент дает возможность сравнивать банки по всем показателям банковской бухгалтерской отчетности, агрегированного баланса, анализа структуры отчетности и анализа деятельности. Страховые компании можно сравнивать между собой по показателям бухгалтерской отчетности и по показателям оперативной деятельности.

    Любое количество эмитентов можно сравнивать между собой по производственным, финансовым и экономическим показателям, по показателям МСФО, по котировкам ценных бумаг, создавать рабочие списки, отчеты и пр.

    БИР-Эмитент предоставляет широкие возможности графического анализа. Вы можете строить различные типы графиков, применять различные методы теханализа.

    IR- И PR-ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЭМИТЕНТОВ

    Специально для эмитентов разработан сервис, позволяющий самостоятельно публиковать свои презентационные, рекламные материалы, видео-ролики, другие документы в системе БИР-Эмитент. Таким образом, БИР-Эмитент предоставляет компаниям и регионам уникальную возможность оперативно влиять на формирование своего инвестиционного имиджа, позволяя размещать материалы эмитента в своей карточке.

    Управляя функциями "Моего кабинета", эмитент может самостоятельно разместить, а затем поддерживать свой финансовый календарь. Менеджеры ПРАЙМ-ТАСС помогут разместить на сайте подробную информацию о членах Совета директоров и Правления эмитента, его деятельности и событиях.

    Эмитенты с помощью системы могут осуществлять поиск потенциальных инвесторов. Возможна также трансляция информации о компаниях-эмитентах на их собственные сайты.

    ВЕБ-СЕРВИСЫ ДЛЯ САЙТОВ КЛИЕНТОВ

    Информационные порталы, сайты, системы фондовой тематики могут получать информацию в режиме он-лайн с сайта БИР-Эмитент и поддерживать наполнение и обновление собственных ресурсов из БИР-Эмитента при помощи специальных веб-сервисов.

    Дополнительная информация о системе - на сайте http://emitent.prime-tass.ru

    к содержанию


    Новости регулятора (по материалам АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС")

    Минюст зарегистрировал приказ ФСФР о ведении реестра владельцев ценных бумаг

    Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ ФСФР России "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг", говорится в сообщении ФСФР от 12 октября.

    Документ вводит требования по идентификации зарегистрированных лиц, соответствующие требованиям закона о противодействии легализации. Согласно документу, предусмотрено право регистратора ограничить прием документов, необходимых для открытия счета, изменения счета (в случае отсутствия в реестре анкеты) и проведения операций с крупными пакетами ценных бумаг, личным предоставлением зарегистрированным лицом или его уполномоченным представителем. Кроме того, документ содержит основания для отказа в проведении операции в реестре и предоставлении информации из реестра с учетом практики работы регистраторов и устанавливает способы и сроки устранения возможных ошибок в реестре допущенных реестродержателем или эмитентом.

    Документ вводит два новых вида лицевых счетов - "депозит нотариуса" и "доверительный управляющий правами" и устанавливает требования к их открытию и к проведению операций по ним, а также основания для закрытия лицевых счетов. Также в документе установлены новые сроки для хранения документов, приведенные в соответствие с требованиями закона о противодействии легализации.

    Приказ подготовлен в целях приведения регулирования деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг в соответствие с требованиями федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма". Приказ разработан на основании мониторинга сложившейся практики деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра.

    Документ вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.

    Поправки в законы о рынке ценных бумаг и об инвестфондах будут внесены в Госдуму в ближайшее время – В.Миловидов

    Поправки в закон "О рынке ценных бумаг" и в закон "Об инвестиционных фондах", разрешающие доступ на российский рынок биржевых фондов (Exchange trading funds, ETF), и вводящие понятие венчурных фондов, будут внесены в Госдуму в ближайшее время.

    Об этом 8 октября сообщил журналистам глава ФСФР Владимир Миловидов.

    "В настоящее время закон в правительстве. Там практически нет замечаний", - отметил В.Миловидов, добавив, что он надеется, что в ближайшее время поправки могут быть внесены в Государственную Думу. Соответствующие поправки ФСФР разработала в июне 2010 г.

    ФСФР разъяснила применение положения о требованиях и условиях осуществления профдеятельности на рынке ценных бумаг

    Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России опубликовала информационное письмо профучастникам рынка ценных бумаг о применении положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профдеятельности на рынке ценных бумаг.

    Текст письма опубликован на сайте ведомства 14 октября.

    ФСФР отмечает, что в целях применения пункта 2.1.10 этого положения под полной информацией о структуре собственности следует понимать раскрытие информации о лице или группе лиц, которые прямо или косвенно владеют 5 и более процентами уставного капитала лицензиата. При этом информация об указанном лице или группе лиц считается раскрытой, если такими лицами является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо, юридическое лицо, раскрывающее информацию в соответствии со статьей 30 Федерального закона N39-AP от 22 апреля 1996 г "О рынке ценных бумаг", или некоммерческая организация /за исключением некоммерческого партнерства/, а также имеющие аналогичный статус иностранные лица.

    Полную информацию о структуре собственности лицензиата ФСФР рекомендует представлять на магнитном носителе и в бумажном виде.

    НАУФОР направила в ФСФР письмо о порядке расчета собственных средств

    Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила в Федеральную службу по финансовым рынкам /ФСФР/ России письмо о порядке расчета собственных средств. Об этом говорится в сообщении на сайте ассоциации от 6 октября.

    Письмо содержит следующие предложения НАУФОР:

    • об учете в составе активов накопленного процентного (купонного) дохода по облигациям с коэффициентом равным единице;
    • об учете в составе активов денежных средств, находящихся в кассе и на валютных счетах в кредитных организациях;
    • об учете в составе активов помимо иностранных ценных бумаг, допущенных к торгам на российских фондовых биржах или прошедших листинг на иностранных фондовых биржах, перечисленных в приказе ФСФР России от 27 апреля 2007 г N07-51/пз-н, ценных бумаг, котировки на сделки с которыми выставлены дилерами в системе Bloomberg или Thompson Reuters а также ценных бумаг схем коллективного инвестирования;
    • об учете в составе активов в полном объеме прав требования к кредитной организации выплатить денежный эквивалент стоимости драгоценного металла по текущему курсу;
    • об учете в составе активов любой организации, а не только доверительного управляющего, задолженности клиентов, в виде начисленных, но не удержанных сумм вознаграждения и возмещения необходимых расходов.

    В письме НАУФОР также изложены дополнительные замечания к порядку расчета собственных средств, подготовленные по итогам заседания комитетов НАУФОР по управлению рисками и по бухгалтерскому учету и налогообложению 30 сентября 2010 г.

    ФБ ММВБ предлагает изменить систему листинга

    Фондовая биржа ММВБ предлагает изменить систему листинга. Изменения коснутся котировальных списков, критериев листинга и требований по размещению.

    Об этом 8 октября на конференции "Новации листинга - новые возможности для эмитентов" сообщил директор по листингу и работе с эмитентами фондовой биржи ММВБ Леонид Саввинов.

    По его словам, в связи с задачей по формированию в Москве мирового финансового центра необходимо создание таких правил листинга, которые соответствуют мировым стандартам. В рамках этого, предполагается в первую очередь изменить существующую систему котировальных списков. Изменения планируется осуществить в 2 этапа, первый из которых не предусматривает изменений в законодательстве. При этом сохраняется разделение торгующихся бумаг на те, которые находятся в котировальных списках, и те, которые включены в перечень внесписочных ценных бумаг.

    Количество котировальных списков, в свою очередь, уменьшается с существующих шести до двух: "А" и "Б". Совершение сделок с бумагами из списка "А" будет доступно для всех групп инвесторов, а количество бумаг, включенных в этот котировальный список, составит 20-30 проц от действующего списка. Совершение сделок с бумагами из списка "Б" будет доступно не для всех групп инвесторов. Количество бумаг, включенных в список, составит 70-80 проц от действующего списка. При этом ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, будут включаться только в котировальный список "Б", отметил Л.Саввинов.

    На 2-м этапе, по его словам, после соответствующих изменений в законодательстве, будет отказ от деления бумаг на включенные в котировальные списки и внесписочные. При этом количество котировальных списков будет увеличено до трех: "А", "Б" и "В". Совершение сделок с бумагами, включенными в список "А", будет доступно для всех групп инвесторов, но целевой аудиторией будут являться международные инвесторы. Совершение сделок с бумагами из списка "Б" также будет доступно для всех групп инвесторов, а с бумагами из списка "В" - для всех инвесторов за исключением институциональных инвесторов. Ценные бумаги для квалифицированных инвесторов будут допускаться к торгам только с листингом в списках "Б" и"В". При этом для включения в котировальный список "В" необходимо будет, чтобы эмитент соблюдал требования по набору предоставляемых документов и требования по раскрытию информации, отметил представитель ММВБ.

    Кроме того, для включения в котировальные списки также необходимо будет, чтобы помимо соблюдения уже существующих требований по безубыточности баланса, минимальной капитализации или среднемесячным объемам торгов, эмитент ценных бумаг также соблюдал требование по отсутствию дефолтов, если речь идет о долговых инструментах, а также требование по наличию у ценной бумаги или ее эмитента рейтинга от рейтингового агентства не ниже определенного уровня. Для отслеживания соблюдения требований листинга ММВБ предлагает использовать систему двухуровнего скоринга. При этом первым уровнем станет проверка на соблюдение требований по корпоративному управлению, а вторым - соблюдение требований листинга.

    Л.Савинов отметил, что вместе с другими изменениями необходимо ввести так называемый "санитарный срок" - промежуток времени после объявления о приостановке торгов, по прошествии которого торги бумагами окончательно приостанавливаются.

    Как отметил глава Федеральной службы по финансовому рынку Владимир Миловидов, предложения ММВБ во многом совпадают с той идеологией, которая сформулирована по этому вопросу ФСФР, но "у нас есть некоторые дополнительные мнения по этому поводу". "Скоринг - это принципиальнешая вещь в том, что планируется сделать", - отметил В.Миловидов, добавив, что в настоящее время на российском рынке сложилась ситуация, когда не всегда жесткие требования по корпоративному управлению, прежде всего, и другие качественные требования не заставляют эмитентов под них подстраиваться, а просто "выталкивают их из листинга".

    Скоринг позволит инвесторам самим оценить, насколько компания привлекательна, отметил глава ведомства, добавив, что это позволит сделать критерии листинга более рыночными. Говоря о вопросе делистинга акций, В.Миловидов отметил, что это один из важнейших вопросов. "Санитарный срок - это мягкое решение. На каждое мягкое решение у нас есть жесткое", - сказал В.Миловидов. По его словам, у ФСФР есть точка зрения, согласно которой в процедуру делистинга необходимо ввести систему, существующую при обязательной оферте, когда акционер, купивший более 30 проц акций, направляет другим акционерам предложение выкупить их пакеты. Так, если компания принимает решение стать непубличной из публичной, то она должна дать акционерам возможность продать свои акции. "Это решение не принято и будет ли оно принято - неизвестно", - отметил глава службы.

    ММВБ с 18 октября вводит в действие новую редакцию правил листинга

    Фондовая биржа ММВБ с 18 октября 2010 г вводит в действие новую редакцию правил листинга, допуска к размещению и обращению ценных бумаг в ЗАО "ФБ ММВБ", которые 30 сентября были зарегистрированы ФСФР России, говорится в сообщении ММВБ от 8 октября.

    Новая редакция правил листинга предоставляет возможность допуска к размещению и торгам иностранных ценных бумаг в ЗАО "ФБ ММВБ", позволяет модернизировать технологию и порядок документооборота между эмитентами и биржей, сокращает сроки принятия решений по допуску ценных бумаг к торгам.

    По словам президента ММВБ Рубена Аганбегяна, которые приводятся в сообщении, новации листинга дают новые возможности эмитентам ценных бумаг и участникам рынка, снижают время и трудозатраты компаний при взаимодействии с биржей, повышают качество оценки ценных бумаг эмитентов. "Внедрение новых правил – первый шаг на пути упрощения процедуры допуска ценных бумаг на биржу. Мы готовы пойти дальше, последовательно приводя систему листинга в соответствие с международными стандартами. Это большая работа, которая должна быть сделана совместно с участниками рынка и при поддержке регулятора. Наша цель – организовать удобный выход компаний – эмитентов на российский фондовый рынок, что будет способствовать созданию в России Международного финансового центра" – пояснил Р.Аганбегян.

    В связи с изменением законодательства о размещении и публичном обращении ценных бумаг иностранных эмитентов на территории РФ, в правила листинга внесены соответствующие изменения и дополнения:

    • определен новый тип иностранного эмитента – иностранные организации (ранее было возможно размещение и обращение только ценных бумаг МФО и иностранных государств); дополнен и доработан перечень требований, при соблюдении которых ценные бумаги иностранных эмитентов могут быть допущены к торгам в ЗАО "ФБ ММВБ";
    • изменен список и формат документов, представляемых иностранными эмитентами на биржу;
    • предусмотрена обязанность иностранных эмитентов представлять Бирже документы и информацию на русском языке.

    В новой редакции правил листинга предусмотрен комплекс мер по модернизации документооборота между эмитентами и биржей, в частности:

    • переход на электронный документооборот между эмитентами и биржей, для чего расширен перечень информации и документов, предоставляемых эмитентами на биржу только в электронном виде;
    • изменен подход Биржи к формату предоставления информации эмитентами, значительно сокращен перечень документов, предоставляемых эмитентами на биржу (по некоторым типам эмитентов количество документов сократилось более чем на 50 проц);
    • продлен период рассмотрения биржей заявления эмитента в случае, если эмитентом представлена неполная или некорректная информация (ранее – эмитент представлял документы снова).

    В соответствии с действующей редакцией устава ЗАО "ФБ МВМБ" в правилах листинга изменена компетенция органов управления биржи. Так, в соответствии с новой редакцией правил листинга большинство оперативных решений по вопросам размещения и обращения ценных бумаг является компетенцией генерального директора биржи, что сокращает срок принятия биржей решений о допуске ценных бумаг к торгам на 1-2 дня.

    В связи с формированием в ЗАО "ФБ ММВБ" комитета по листингу, в новой редакции правил листинга предусмотрено использование результатов работы данного комитета при принятии биржей решений, связанных с допуском к торгам и с обращением ценных бумаг в ЗАО "ФБ ММВБ". Цель создания комитета по листингу - формирование экспертного мнения об уровне инвестиционного риска и рекомендаций по допуску к обращению и режимам торгов ценных бумаг.

    ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" – российская фондовая площадка, доля которой на российском биржевом рынке акций составляет свыше 80 проц. Является центром формирования ликвидности на российские ценные бумаги и основной фондовой площадкой для международных инвестиций в акции и облигации российских компаний. В настоящее время на бирже проходят торги по 1357 ценным бумагам 692 эмитентов, из которых более 37 проц прошли листинг. Фондовая биржа ММВБ – крупнейшая фондовая биржа стран СНГ, Восточной и Центральной Европы – входит в число 20-ти ведущих фондовых бирж мира.

    Акционеры ФБ ММВБ рассмотрят 9 ноября кандидатуру М.Медведевой на пост гендиректора

    Совет директоров ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" принял решения о проведении 9 ноября 2010 г внеочередного общего собрания акционеров, на котором может быть принято решение о новом генеральном директоре. Об этом говорится в сообщении биржи от 15 октября.

    Для голосования по выборам на должность гендиректора ЗАО "ФБ ММВБ" выдвинута кандидатура вице-президента и члена правления ЗАО "ММВБ" Марины Медведевой.

    Также совет директоров утвердил состав комитета по фондовому рынку, комитета по ценным бумагам с фиксированным доходом и денежному рынку, комитета по срочному рынку, комитет по рынку коллективных инвестиций, комитета по листингу и индексного комитета, а также биржевого совета ФБ ММВБ.

    Как сообщалось ранее, бывший генеральный директор ФБ ММВБ Константин Корищенко, занимавший также должность президента ЗАО "ММВБ", возглавил российское подразделение Bank of America Merrill Lynch (BAML). Об уходе К.Корищенко с поста гендиректора ФБ ММВБ стало известно 11 октября 2010 г.

    ФСФР считает необходимой консолидацию ресурсов биржевой инфраструктуры

    Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России полагает, что консолидация ресурсов биржевой инфраструктуры необходима. Такое мнение 6 октября в эфире телеканала "Вести 24" высказал глава ведомства Владимир Миловидов.

    "Я исхожу из того, что необходимо консолидировать финансовые ресурсы биржевой инфраструктуры и их управление для того, чтобы не дублировать и не распылять те небольшие средства, что есть у инфраструктурных организаций на реализацию по сути параллельных проектов", - сказал руководитель ФСФР.

    Он также добавил, что кризис 6 мая в Нью-Йорке показал, что разбиение рынка на отдельные сегменты может приводить к отрицательным последствиям. "Когда одна биржа останавливается, возникает "бутылочное горлышко", куда направляются заказы и ордера участников торгов. Мы стали свидетелем этого", - заявил В.Миловидов.

    При этом, по его словам, в настоящее время российские биржи РТС и ММВБ вместо того, чтобы конкурировать с мировыми фондовыми площадками, разрабатывают параллельные проекты, конкурируя друг с другом. "Это очень ярко заметно в том, что срочный рынок пытается развивать ММВБ при достаточно высокоразвитом рынке РТС, а РТС пытается развивать рынок акций при условии, что сложился достаточно устойчивый и для определенной категории лиц достаточно привлекательный спотовый рынок на ММВБ", - отметил глава ФСФР.

    По мнению В.Миловидова, биржи должны конкурировать за объемы, которые обращаются на внебиржевом рынке. "Мы понимаем, что внебиржевой рынок останется. Всегда есть крупные сделки, которые нельзя провести через биржу. Но все равно любой организатор торговли конкурирует за то, чтобы часть внебиржевого рынка перетащить к себе на организованный рынок. Вот этой конкуренции мы не видим", - заявил глава ФСФР.

    Решение о приватизации Сбербанка принято

    Принципиальное решение о приватизации пакета акций Сбербанка РФ, принадлежащего ЦБ РФ, принято, 12 октября объявил журналистам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

    Консультации с участием Минэкономразвития, Минфина и ЦБ РФ уже состоялись и "все согласились, что мы можем готовить Сбербанк к продаже" – сказал И.Шувалов. Речь идет о той части, которая принадлежит ЦБ РФ, уточняют власти. Объем пакета, который будет продаваться, сроки и способ продажи еще будут определены, сказал И.Шувалов. "Но мы концептуально договорились, что мы можем начинать эту приватизацию. "Когда и на каких условиях – это должен сказать консультант", - добавил первый вице-премьер.

    При этом И.Шувалов не исключает, что будет приватизировано более 9 проц акций Сбербанка и даже возможно снижение госдоли в нем ниже контрольной.

    "Для Сбербанка нельзя исключать никаких вариантов",- многозначительно сказал он. Принадлежность пакета акций Сбербанка ЦБ РФ позволяла повысить его стабильность и надежность в период кризиса, а приватизация этого пакета, по словам И.Шувалова, должна быть проведена таким образом, чтобы еще повысить его устойчивость и надежность. "Это должна быть очень грамотная сделка", - сказал он, добавив, что обсуждение приватизации пакета акций банка начиналась с 9 проц, но было предложено несколько разных сценариев. Об этих сценариях было доложено председателю правительства и президенту, они должны окончательно определиться.

    В 2010 году может состояться и приватизация до 10 проц акций ВТБ, причем "это будет одна из крупнейших продаж. Правительство рассчитывает выручить за данный пакет не менее 3 млрд долл, указал И.Шувалов. В дальнейшем, правительством будет принято решение, как осуществлять приватизацию этого банка дальше. Причем, речь может идти не только о приватизации в чистом виде, а о выпуске конвертируемых облигаций - это один из вариантов, предложенных консультантом. "Мы можем воспользоваться этим вариантом, но может быть просто приватизация в классическом смысле этого словам", - сказал И.Шувалов. "При таких условиях стоимость 1 акции ВТБ по текущему курсу ЦБ (29.8317 руб/долл на 12 октября 2010 г) составляет 0,0855 рублей за акцию, - отмечает заместитель начальника аналитического отдела "Инвесткафе" Александра Лозовая. - По состоянию на 16.15 мск стоимость акций ВТБ на ММВБ составляла 0,0914 рублей, что почти на 7 проц выше. По моей оценке, акции ВТБ сейчас справедливо оценены рынком. Целевая цена на конец года - 8,6-9 копеек за акцию".

    В целом подобные заявления поддержали котировки акций Сбербанка и ВТБ. Из наиболее упавших в цене бумаг они вышли в сектор торгующихся "лучше рынка", отмечают трейдеры. Восстановлению потерь, понесенных российскими фондовыми индексами, способствовала пресс-конференция первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, отмечают фондовые аналитики. Определенность всегда позитивна для рынка, убеждены игроки.

    Напомним, что ранее было объявлено, что государство может выйти из капитала крупнейших российских компаний, занятых во всех сферах, за исключением тех, которые непосредственно связаны с безопасностью России. "Во всех сферах, не связанных с безопасностью, мы можем выходить из капитала", - сказал журналистам глава финансового ведомства РФ Алексей Кудрин. Планы властей таковы, что государство в будущем может стать миноритарным акционером и полностью выйти из капитала крупнейших российских компаний. В настоящее время в готовящийся перечень компаний, которые будут предложены к приватизации, Минфин и Минэкономразвития предлагают включить части госпакетов акций "Роснефти", "Транснефти", "Совкомфлота", Сбербанка России, ВТБ, Россельхозбанка,"Росагролизинга", "Росспиртпрома", ОЗК, ФСК и "РусГидро". При этом за государством во всех случаях предусматривается сохранение контрольных пакетов акций.

    Что касается приватизации Сбербанка, что сейчас Банку России принадлежит 57,6 проц акций в уставном капитале Сбербанка и 60,3 проц голосующих акций. Ранее сообщалось, что в Сбербанке планируется приватизировать 9,3 проц акций в период с 2011 до 2013 года. По текущим рыночным ценам стоимость такого пакета составляет около 183 млрд руб".

    Среди потенциальных стратегических инвесторов, способных приобрести такой пакет с премией, можно назвать крупнейшие инвестиционные фонды либо международные банковские группы, которые могут выступить в консорциуме, считает аналитик. Но глава Сбербанка Герман Греф говорил, что переговоры о продаже стратегическому инвестору не ведутся, поскольку такового пока нет.

    Г.Греф указывал, что продавать акции Сбербанка лучше на рынке, поскольку такая схема самая прозрачная. "С учетом этого, я не исключаю, что банк может разметить приватизационный пакет или его часть в виде АДР (ГДР) на западных площадках, - указывает аналитик. - Сбербанк в настоящий момент активно привлекает валютные ресурсы: повысил ставки по валютным вкладам, разместил евробонды в долларах и планирует разместить еще выпуск в швейцарских франках. Поэтому, на мой взгляд, сейчас запуск программы АДР выглядит наиболее логичным".

    к содержанию


    Международные новости

    По материалам Bloomberg (www.bloomberg.com), Financial Services Authority (www.fsa.gov.uk), United States Securities and Exchange Commission (www.sec.gov), Dow Jones Newswires, ПРАЙМ-ТАСС (www.prime-tass.ru), ИТАР-ТАСС(www.itar-tass.com)

    Россия вступит в ВТО не позднее, чем через 12 месяцев - помощник президента США по экономической политике

    Россия вступит в ВТО не позднее, чем через 12 месяцев. Об этом 20 октября заявил журналистам в Москве глава Национального совета по экономике при Белом доме, помощник президента США по экономической политике Лоуренс Саммерс, передает ИТАР-ТАСС.

    "Сейчас практически не осталось никаких спорных вопросов между Россией и США по поводу вступления России в ВТО, остались лишь вопросы, связанные с документацией", - сказал он. "Я уверен, что не позднее, чем через 12 месяцев все вопросы будут решены, в том числе с документальным оформление членства России в ВТО, и Россия станет равноправным участником этой организации", - сказал Л.Саммерс.

    Занижение валютных курсов может поставить под угрозу мировую торговлю - гендиректор ВТО

    Занижение валютных курсов правительствами некоторых стран может поставить под угрозу мировую торговлю и восстановление темпов экономического роста.

    Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом 19 октября заявил генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Паскаль Лами.

    "Давшееся таким трудом возвращение на путь достижения стабильности и восстановления объемов торговли может оказаться под серьезной угрозой из-за отказа от сотрудничества в валютных вопросах", - сказал П.Лами, выступая на заседании Комитета по торговым переговорам. В нем приняли участие представители 153 стран-членов организации, на долю которых приходится 95 проц мировой торговли.

    "Я полагаю, что история жестоко нас осудит, если наши совместные усилия по выходу из экономического кризиса будут подорваны поиском индивидуальных выгод в краткосрочной перспективе", - добавил глава ВТО. До этого он предпочитал не давать комментарии на тему "валютных войн", заявляя, что этот вопрос находится в компетенции Международного валютного фонда (МВФ).

    В начале октября министр финансов Бразилии Гиду Мантега обвинил США, ЕС, Японию и Китай в целенаправленном занижении курса нацвалют с целью оживления экономик. Бразильский министр назвал это "войной валют". По мнению некоторых аналитиков, такая практика опасна, учитывая высокую взаимосвязь между национальными экономиками.

    Министр финансов Великобритании Дж.Осборн выступил в парламенте с новым бюджетным посланием

    Министр финансов Великобритании Джордж Осборн выступил 20 октября в парламенте с новым бюджетным посланием.

    Оно стало итогом пятимесячной работы коалиционного правительства тори и либерал-демократов над программой масштабного сокращения государственных расходов с целью уменьшить уровень огромного бюджетного дефицита страны, полученного в наследство от лейбористского кабинета. По его размерам Великобритания стоит сейчас первом месте среди стран финансовой двадцатки, отмечает ИТАР-ТАСС.

    Британское правительство определило разные пути сокращения госрасходов: это и ускорение графика повышения пенсионного возраста, и прямые увольнения в госсекторе. По предварительным оценкам, в ближайшие пять лет будут уволены 610 тыс государственных служащих, то есть, каждый десятый. Впрочем, находящиеся у власти тори пообещали, что взамен создадут множество новых рабочих мест в негосударственном секторе.

    В ответ на планы правительства профсоюзы грозят масштабными акциями протеста. Малообеспеченные группы населения, которым при лейбористах оказывалась мощная социальная поддержка, опасаются уменьшения размеров или даже упразднения привычных для них госдотаций. Но тори неуклонны в одном - сидящие на пособии не могут получать больше денег, чем те, кто работает.

    Первой ласточкой программы экономии госрасходов стал представленный премьер-министром страны 19 октября доклад о пересмотре оборонной стратегии Великобритании. Как информировал премьер-министр страны Дэвид Кэмерон, в течение предстоящих четырех лет общие расходы Соединенного Королевства на оборону будут сокращены на 8 проц. При этом он подчеркнул, что финансирование других министерств и ведомств претерпит еще более существенные изменения в сторону понижения.

    Белый дом пригрозил банкам штрафами в случае нарушений законодательства при отчуждении жилья у американцев

    Белый дом пригрозил банкам штрафами в случае нарушений законодательства при отчуждении жилья у американских граждан, передает ИТАР-ТАСС 20 октября

    "Безусловно, есть определенные требования, налагаемые законодательством, которые должны выполняться, - заявил 19 октября журналистам пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс. - Если они (банки) не выполняют эти требования, то с нашей стороны им, несомненно, могут быть выставлены штрафы, а со стороны домовладельцев предприняты шаги юридического характера".

    Р.Гиббс сообщил, что состоится межведомственное совещание с участием главы Минфина Тимоти Гайтнера, министра жилищного строительства и городского развития Шона Донована, а также представителей министерства юстиции, на котором будет рассмотрена тревожная ситуация с отчуждением жилья. По его словам, президент Б.Обама значительную часть своего времени посвящает решению данной проблемы.

    В начале месяца американские банки добровольно ввели запрет на конфискацию домов после обнаружения нарушений в оформлении документов на изъятие имущества должников. Этот шаг приветствовала администрация Б.Обамы, представители которой в резкой форме высказались по поводу ошибок, допущенных американскими кредитными учреждениями.

    Однако ряд американских кредитных учреждений уже объявил о намерении снять мораторий на отчуждение заложенной недвижимости должников. Так, крупнейший банк США Bank of America готовится возобновить конфискацию домов уже на следующей неделе. Его представители заявили, что обладают "всей необходимой юридической базой". В результате, по оценкам экспертов, во владение банка перейдут более 100 тыс домов в 23 штатах.

    Председатель ФРС США Бернанке: ФРС готова предоставить экономике дополнительную поддержку в случае необходимости

    Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке не исключает, что центральный банк вновь предоставит дополнительную поддержку для ослабшей экономики. Однако он не сказал, что ФРС действительно примет эти меры.

    "Общий экономический рост продолжается не такими быстрыми темпами, как нам бы хотелось", - сказал Бернанке 15 октября. Комитет по операциям на открытом рынке, орган ФРС, отвечающий за денежно-кредитную политику, "при необходимости готов обеспечить дополнительное смягчение, чтобы подержать экономическое восстановление и со временем вернуть инфляцию на уровни, соответствующие нашему мандату", сказал он.

    ФРС готова принять дальнейшие меры, ее руководители "примут во внимание потенциальные убытки и риски", связанные с проведением нетрадиционной политики, и все, что будет сделано, будет "соответствовать поступающей информации об экономических перспективах и финансовой ситуации", сказал он.

    Комментарии Бернанке взяты из текста его выступления на конференции по денежно-кредитной политике, которую ФРС проводит в Бостоне. Его выступление ожидалось с нетерпением, так как участники рынка надеялись, что Бернанке может развеять неопределенность по поводу следующих действий ФРС.

    Все более растут опасения по поводу того, что уровень инфляции слишком сильно снизился в условиях вялого роста и устойчиво высокой безработицы. Эти условия породили ожидания дальнейших мер со стороны ФРС, направленных на поддержание экономики.

    Этот сдвиг в настроениях был вызван заявлениями руководителей центрального банка о реальной возможности подобных мер на последнем заседании ФРС в сентябре. В своем недавнем выступлении президент Федерального резервного банка Нью-Йорка Уильям Дадли дал понять, что подобные действия "вероятны".

    Большинство на Уолл-стрит ожидает, что дополнительные меры стимулирования экономики будут представлять собой возобновление программы покупки долгосрочных активов, наиболее вероятно, государственных облигаций. Они надеются на то, что ФРС, увеличивая свой итак уже солидный портфель правительственных и ипотечных долговых бумаг, может снизить проценты по займам для домохозяйств и компаний и стимулировать более сильную экономическую активность. Ряд экономистов ожидает, что эта стратегия, больше известная как количественное смягчение – это будет уже второй раунд так называемого количественного смягчения – будет запущена на предстоящем заседании Комитета по операциям на открытом рынке ФРС, которое пройдет 2-3 ноября.

    Но даже когда ФРС предполагает оказать дополнительную поддержку экономике, возникают большие сомнения в ее потенциальной эффективности.

    Речь председателя ФРС в основном усилила опасения относительно перспектив экономики, которые ФРС представила в своем последнем программном заявлении.

    "Хотя темпы восстановления экономики замедлились в последние месяцы, они, вероятно, по-прежнему будут довольно сдержанными в краткосрочной перспективе. Предпосылки для роста темпов восстановления экономики в следующем году остаются", - заявил Бернанке. При этом, "рост в следующем году вряд ли будет намного выше своего долгосрочного тренда".

    В таком случае, "создание новых рабочих мест, возможно, не превысит значительно рост количества рабочей силы, означая, что уровень безработицы будет снижаться лишь медленными темпами. Подобная перспектива является центральной заботой ФРС", - сказал Бернанке.

    По словам главы ФРС, он считает, что "львиную долю" роста уровня безработицы "можно отнести к резкому уменьшению экономической активности, которая произошла после финансового кризиса и сохраняющегося с того времени дефицита совокупного спроса, а не к структурным факторам".

    Бернанке ожидает, что в будущем сохранится низкая инфляция. По его словам, учитывая то, что "долгосрочные инфляционные ожидания стабильны и существенная недозагрузка производственных мощностей продолжает сдерживать ценовое давление, вероятно, тренды инфляции останутся низкими какое-то время". Он также отметил, что более долгосрочные инфляционные ожидания остаются сдержанными.

    Протоколы заседания ФРС: Большинство членов комитета считают, что необходимы новые шаги для ускорения роста

    Если только ситуация в экономике неожиданно не улучшится, то, как считают большинство членов Комитета по операциям на открытом рынке Федеральной резервной системы (ФРС) США, потребуются новые шаги для оживления роста. Об этом свидетельствуют протоколы заседания комитета от 21 сентября, которые были опубликованы 12 октября.

    Согласно протоколам, обсуждения фокусировались на приобретении казначейских облигаций США и разработке новых стратегий по инфляции, если цены останутся слишком низкими, а уровень безработицы слишком высоким.

    "Участники заседания обсуждали несколько возможных подходов предоставления дополнительного стимула, но в основном фокусировались на дальнейшем приобретении долгосрочных казначейских облигаций и возможных шагах по влиянию на инфляционные ожидания", - говорится в протоколах.

    Из протоколов стало известно, что эксперты ФРС понизили прогноз роста на 2011 год, а также что они ожидают дальнейшего замедления базовой инфляции в следующем году, которая и так находится ниже неофициального целевого диапазона ФРС.

    Из-за слабости экономики инфляция сейчас находится ниже неофициального целевого диапазона ФРС 1,7%-2,0%. Базовая инфляция, не учитывающая волатильные цены на продукты питания и энергоносители, является тем индикатором, который ФРС отслеживает с наибольшим вниманием. В августе она составила лишь 1,4%.

    На заседании обсуждалось несколько способов влияния на краткосрочные инфляционные ожидания, включая предоставление более подробной информации об уровнях инфляции, необходимых как стабильных цен, так и для полной занятости.

    Эксперты в этой связи подчеркивают, что заседание руководства ФРС 21 сентября было последним из запланированных перед проведением 2 ноября промежуточных выборов в конгресс США. Специалисты полагали, что в условиях, когда американские избиратели уделяют экономической тематике самое существенное внимание, национальный центробанк предпримет немедленные шаги, направленные на снижение уровня безработицы и поддержку экономики. ФРС, однако, по их мнению, решила занять выжидательную позицию.

    Китай впервые после выхода из кризиса поднял ключевые процентные ставки

    Китай впервые после того, как в стране было объявлено о нормализации ситуации в экономике, оправившейся от последствий глобального финансово-экономического кризиса, поднял ключевые процентные ставки. Об этом 19 октября было объявлено в Пекине.

    Как сообщает ИТАР-ТАСС, процентная ставка по 12-месячным депозитным вкладам повышена на 25 пунктов и составила 2,5 проц.

    Ставка межбанковского кредита, размер которой во многом определяет доступность заемных финансовых средств, также увеличена на 25 базисных пунктов и составила 5,56 проц.

    Аналитики ранее прогнозировали, что Народный банк Китая пойдет на этот шаг с тем, чтобы "охладить" инфляцию и взять под контроль мощный рост экономики.

    к содержанию


    БЮДЖЕТ: Планы и риски: экономика России в период "турбулентности"

    Проект бюджета на 2011 год и на плановый период 2012-13 годов, который 20 октября рассматривался депутатами Госдумы и был принят в первом чтении, вызывает много вопросов у экономистов. Особенно экспертов смущает бюджетный дефицит-2011 в размере 3,6 проц ВВП. Инфляция в 2011 году прогнозируется на уровне 6-7 проц, а цена на нефть – 76 долл за баррель. За этими цифрами – перспективы развития событий и риски, которые необходимо учитывать при планировании. О каких рисках идет речь?

    Врага нужно знать в лицо, ведь "неопределенность в мировой экономике велика и нарастает", считает Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В рамках заседания экономического клуба ФБК, эксперт указал, что на существующие риски, которые по его оценкам имеют 5 отличительных особенностей.

    Во-первых, важный фактор экономического роста - отложенный спрос, себя исчерпывает. Об этом красноречиво свидетельствует динамика индекса потребительской уверенности, ведь показатель по итогам третьего квартала резко снизился на 4 процентных пункта по сравнению со вторым кварталом и составил "минус" 11 проц. "До этого он повышался", - говорит И.Николаев.

    Во-вторых, стоит учитывать тот факт, что быстрого выхода из кризиса у мировой экономики не получилось. "Макроэкономические показатели и их динамика говорят о том, что восстановление затухает", - отмечает эксперт. Даже в развитых странах снижаются темпы прироста промышленного производства, например, во Франции этот показатель составлял 7-8 проц весной, в августе – лишь 3,3 проц по сравнению с соответствующими периодами 2009 г.

    Кроме того, государство взяло на себя явно завышенные социальные обязательства, судя по стремительному приросту пенсий, а тенденция укрепления рубля сменилась его ослаблением.

    "С начала мая рубль потерял 7 проц к бивалютной корзине", - указал экономист.

    И, в–пятых, вновь разгоняется рост цен - накопленный показатель инфляции с начала 2010 года уже составляет 6,5 проц, а ведь до конца года еще несколько традиционно богатых на инфляцию месяцев. По прогнозам ФБК, итоговая инфляция в 2010 году составит 8 проц.

    Эксперт опасается перехода экономики в состоянии стагфляции, подразумевающее слабый рост ВВП при высокой инфляции. И.Николаев подчеркнул, что рост не обязательно должен быть нулевым, "вполне быть символический прирост ВВП в пределах 1-3 проц. Однако это торможение консервирует отсталость нашей страны по уровню экономического развития и уровню жизни. "Разрыв в темпах роста даже с Китаем, Индией, Бразилией только нарастает", - заключил Николаев.

    Не ожидает стагфляции заместитель генерального директора государственной корпорации РОСНАНО Яков Уринсон, признавший, что фактор неопределенности действительно растет. "Все страны ОЭСР /Организация экономического сотрудничества и развития/ снизили темпы роста", - указывает эксперт и отмечает, что такая ситуация увеличивает неопределенность принятия решений российскими властями. Ситуацию усугубляют завышенные социальные обязательства в сочетании с дефицитом бюджета, указывает он. "Мы сегодня не резервируем, а, простите за слово, проедаем. Не улучшается структура ВВП, а также структура экспорта, которую составляет в основном сырье", - отметил эксперт. "Масла в огонь" добавляет и растущая инфляция, с который власти прекратили борьбу. Но ведь и 7-8 проц - это тоже очень высокая инфляция, говорит Я.Уринсон, ведь при инфляции выше 3 проц никакой технологической перестройки экономики не может быть. А борьба с инфляцией при дефиците бюджета невозможна. Вот такой вот замкнутый круг, резюмирует он.

    В свою очередь, первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев говорит о политических рисках, как о наиболее влияющих на ситуацию факторах. "Неопределенность политического курса очень опасна. Она негативно влияет на транспарентность бюджетных потоков, динамику бюджетных расходов, платежный баланс и другие аспекты", - заметил А.Хандруев. Элита должна выбрать будущего президента, а выборы повышают опасность принятия популистских решений в сфере экономики.

    Существуют и бюджетные риски, например, угроза "двугорбого риска", указывает эксперт, имея в виду одновременный дефицит бюджета и дефицит платежного баланса.

    Вообще, Россия платит слишком высокую цену за рост, считает эксперт. "У нас "ресурсопрожорливая" экономика, и пока это так, меня не интересует темп роста ВВП", - указывает А.Хандруев. "У нас не догоняющее, а истощающее развитие экономики, и в рамках нынешней модели экономики даже относительно высокие темпы роста ее не спасут", - резюмирует эксперт.

    Есть и другой, косвенно экономический фактор развития ситуации. Директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский отметил, что ситуация в демографической сфере отнюдь не благоприятная. "Да, сокращение численности населения замедлилось, но это временное явление, - говорит он. - Мы сейчас заканчиваем проедать свой "демографический дивиденд", выражающийся в том, что при продолжающемся сокращении численности, структура населения улучшалась, и количество людей трудоспособного возраста росло". Действие этого фактора завершается, и совокупная нагрузка на работающих будет только возрастать, указывает он.

    Эта "дыра" будет двигаться по возрастной пирамиде на протяжении столетия, говорит демограф, полагающий, что уже сейчас стоит задуматься об организации миграционных потоков в качестве одного из способов исправления демографической ситуации.

    "Кроме того, происходит стягивание населения в европейскую часть России", - напомнил Вишневский. Он также заметил, что уже сегодня четверть населения страны живет на трех процентах территории – в Москве и области. "Это очень опасно. И все эти факторы будут иметь в том числе негативные экономические последствия", - заключил эксперт.

    к содержанию

    По мнению экспертов

    Сбербанк РФ: три сценария развития российской экономики в 2010-2013 гг.

    В августе 2009 г центр макроэкономических исследований /ЦМИ/ Сбербанка России прогнозировал, что рост реального ВВП в 2010 г составит 3,8 проц, стоимость бивалютной корзины – 33,6 руб, а инфляция – 8,2 проц. В марте текущего года ЦМИ пересмотрел прогноз по инфляции до 7,6 проц в 2010 г. Однако сейчас ЦМИ решил вновь пересмотреть свои прогнозы на 2010-2011 гг, поскольку со временем отдельные тенденции, определяющие инфляционные процессы и экономический рост в России, проявились более четко. Новые прогнозы содержатся в обзоре ЦМИ "Прогноз развития российской экономики на 2010-2011 и 2012-2013 годы".

    Согласно новому базовому сценарию, по итогам 2010 г Сбербанк РФ прогнозирует инфляцию на уровне 6,8 проц, по итогам 2011 г – 7,1 проц.

    "В базовом варианте нашего нового прогноза, предполагающем восстановление и дальнейший рост глобальной экономики (соответственно, увеличение мировой торговли в 2010 г на 7,4 проц и в 2011 г на 6,1 проц), а также средние цены на нефть в 2010-2011 г на уровне 75 долл за баррель, мы ожидаем, что … инфляция в 2010 г составит 6,8 проц. Ближе к концу года, в силу восстановления спроса и увеличения денежных агрегатов конца 2009 г – начала 2010 г, мы ожидаем некоторого ускорения темпов роста потребительских цен, которое продолжится и в первой половине будущего года. Согласно нашему прогнозу, в 2011 г годовой показатель инфляции повысится до 7,1 проц", говорится в обзоре Сбербанка.

    Также, в соответствии с базовым вариантом прогноза, Сбербанк ожидает, что в 2010 г экономика России вырастет на 4,4-4,7 проц (с учетом возможного пересмотра данных ВВП Росстатом), в 2011 г – на 3,6 проц. Основным двигателем экономического роста будет являться внутренний спрос.

    Среднегодовая стоимость бивалютной корзины, по оценкам Сбербанка РФ, в 2010 г составит 34,2 рубля, в 2011 г – 32,6 руб. "Курс рубля будет продолжать формироваться под влиянием значительного сальдо счета текущих операций, умеренного притока капитала, шоков, связанных с неопределенностью состояния финансовой системы в Европе, а также интервенций Банка России, частично сглаживающих воздействия всех этих факторов", говорится в обзоре. "Предполагая, что среднегодовой курс доллара к евро в текущем и будущем году окажется на уровне 1,29 долл за евро, курс рубля к доллару в 2010 и 2011 гг составит соответственно 30,2 и 28,9 руб за долл", считают в Сбербанке.

    Средние цены на российскую нефть Urals, по новым прогнозам ЦМИ, во 2-й половине 2010 г составят 73-75 долл за баррель. В первой половине 2011 г возможно некоторое снижение мировых цен на нефть, но во второй половине 2011 г рост цен возобновится. "Таким образом, по нашим предположениям среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2011 г составит 75 долл за баррель. В базовом сценарии в 2012-2013 гг среднегодовые цены на нефть повысятся до 83 и 86 долл за баррель соответственно", отмечается в обзоре.

    Сбербанк РФ также ожидает в 3-4 квартале 2010 г сохранения притока частного капитала в российскую экономику приблизительно на уровне 2 квартала (4,5 млрд долл по оценке ЦБ РФ). "С учетом результатов января-марта (-14,7 млрд долл) в целом в 2010 г будет зафиксирован практически нулевой приток капитала", говорится в обзоре. По итогам 2011 г Россия может рассчитывать на положительный приток капитала /порядка 10 млрд долл/, который в последующие годы будет увеличиваться, считают в ЦМИ.

    Объем банковских кредитов нефинансовым предприятиям и физлицам по итогам 2010 г может вырасти на 6-7 проц, оценивает Сбербанк. "В 2011 г мы ожидаем более значительного роста кредитования, причем за счет более резкого сокращения кредитования населения в 2009 г данный сегмент рынка может продемонстрировать и более высокие темпы восстановления", - говорится в обзоре ЦМИ. В целом, в последующие годы темпы роста кредитования будут ниже докризисных показателей, что связано как с более низкими показателями экономического роста, так и с изменением самой модели кредитования.

    Рост физических объемов импорта в 2010-2011 гг будет опережать рост физических объемов экспорта. Тем не менее, предполагаемые достаточно высокие цены на основные товары российского экспорта – нефть, газ и металлы – позволят сохранить положительным как торговый баланс, так и счет текущих операций. По оценкам Сбербанка, баланс товаров и услуг в 2010 г составит 133 млрд долл, и в 2011 г, в результате роста объемов импорта, снизится до 112 млрд долл. Предполагая, что баланс доходов и текущих трансфертов в 2010 и 2011 гг составит порядка 47 млрд долл, Сбербанк прогнозирует, что сальдо счета текущих операций сложится на уровне 87 млрд долл (6 проц ВВП) в 2010 г и 65 млрд долл (4 проц ВВП) в 2011 г.

    Во 2-м полугодии 2010 г на фоне оживления экономической активности спрос на деньги продолжит расти, и по итогам 2010 г денежная масса (агрегат М2) увеличится на 24-25 проц, ожидают в Сбербанке. Спрос на деньги и показатели денежной массы начали восстанавливаться во 2-й половине 2009 г в результате стабилизации валютного рынка и роста экономической активности, отмечают в банке. В январе-мае 2010 г среднемесячный темп роста агрегата М2 оказался близок предкризисным показателям. По оценке Сбербанка, высокие темпы роста связаны с эффектом низкой базы, свой вклад в рост денежной базы также вносит возобновившийся в 2009 г рост международных резервов, осуществляемый Банком России в рамках корректировки курса рубля. В 2011 г, "в силу отсутствия эффекта базы и при более низких темпах экономического роста", агрегат М2 может вырасти на 22 проц, считают в Сбербанке.

    Аналитики ЦМИ также попытались представить, что может ждать российскую экономику в 2012-2013 гг.

    Согласно базовому сценарию Сбербанка, с учетом глубины и масштаба мирового кризиса 2008-2009 гг темпы экономического роста в России в перспективе ближайших 3-х лет будут ниже предкризисных показателей - 3,7-4 проц в 2012-2013 гг.

    Годовые темпы роста денежной массы и инфляция в 2012-2013 гг, согласно модельным расчетам Сбербанка, составят около 23 проц и 7,5 проц соответственно. "В то же время мы полагаем, что большая приверженность денежных властей инфляционному таргетированию и рост доверия к этой политике со стороны экономических агентов, повлечет за собой снижение инфляционных ожиданий, и, фактически, на данном временном отрезке могут быть достигнуты более низкие показатели инфляции", отмечается в обзоре ЦМИ.

    Кстати, не органичиваясь базовым сценарием развития российской экономики, Сбербанк приводит пессимистические и оптимистические прогнозы ее развития.

    Согласно пессимистическому сценарию (предполагает возобновление рецессии в развитых странах, прежде всего в США и Европе), в условиях более низкого мирового спроса и цен на нефть российская экономика будет демонстрировать показатели, близкие к стагнации. К предкризисному уровню физического объема ВВП, согласно такому прогнозу, экономика вернется только к концу 2013 г.

    Цены на нефть во 2-м полугодии 2010 г, согласно пессимистическому прогнозу, снизятся до 60 долл за баррель и останутся на этом уровне в 2011-2013 гг.

    Ограниченные поступления экспортной выручки на фоне медленного роста импорта повлекут обесценивание равновесного реального курса рубля, рассчитываемого из размеров сальдо счета текущих операций. "В этом случае мы ожидаем, что Банк России не будет препятствовать постепенному удешевлению рубля, и стоимость бивалютной корзины составит в 2010-11 гг 35-36 руб. В 2012-2013 гг курс рубля к корзине снизится до уровня 39-41 руб. за долл", говорится в обзоре

    Обесценение рубля может повлечь за собой усиление инфляционного давления: до 7,5 проц в 2010 г и 9 проц в 2012-2013 гг. В 2011 г рост потребительских цен будет определяться, с одной стороны, продолжающимся снижением курса рубля, а с другой стороны - стагнацией экономической активности, и, в результате. по итогам года инфляция может составить около 7 проц.

    Согласно оптимистическому сценарию (в случае более динамичного восстановления и развития экономик развитых и развивающихся стран/, темпы роста мировой торговли будут равны 10 проц в 2010 г и 8 проц в 2011-2013 гг. Больший спрос на энергоресурсы подтолкнет вверх и цены на нефть - до 81 долл за баррель марки Urals в 2010 г., 90 долл и 95 долл за баррель - в 2012-2013 гг. Подобное развитие будет сопровождаться притоком капитала в российскую экономику на уровне 10 млрд. долл в 2010 г и 25-40 млрд долл - в 2011-2013 гг.

    Экономический рост, в соответствии с оптимистическим сценарием, в 2010-2011 гг прогнозируется на уровне 5-5,5 проц в год и 4-5 проц в 2012-2013 гг. Предкризисный уровень физического объема ВВП в оптимистическом сценарии может быть достигнут в середине 2011 г.

    Оптимистический сценарий предполагает также больший размер экспортной выручки, сальдо счета текущих операций и более сильный рубль, средний курс которого в 2011 г может составить 26,9 руб за долл, в 2012 г - 24 руб за долл.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ЦМИ СБЕРБАНКА НА 2010-2013 ГГ. БАЗОВЫЙ ВАРИАНТ

      2008 2009 2010 2011 2012 2013
    Предположения Нефть марки Юралс, долл./барр. 947 60,0 75 75 83 86
    Рост объема мировой торговли, %
    Курс $/евро
    3,5
    1,47
    -11,5
    1,40
    7,4
    1,29
    6,1
    1,29
    6,5
    1,32
    6,5
    1,33
    Отток капитала, млрд. долл. -132,8 -56,8 -0,7 9 20 28
    Прогноз основных показателей Реальный ВВП,% 5,9 -7,9  4,4 3,6 3,9  3,7
    Номинальный ВВП, трлн. руб.
    Инфляция (ИПЦ), %
    41,4
    13,3
    39,1
    8,8
    44,5
    6,8
    49,2
    7,1
    56,0
    7,4
    62,8
    7,6
    Курс $/руб., средний за год
    Стоимость бивалютной корзины, среднегодовая, руб.
    24,8
    30,1
    31,7
    37,3
    30,2
    34,2
    28,9
    32,6
    27,8
    31,9
    27,4
    31,4
    Промышленное производство (новый индекс), %
    Реальные денежные доходы, населения,%
    0,6
    4,5
    -9,3
    1,6
    6,4
    3,6
    2,5
    4,1
    3,9
    5,2
    3,9
    6,3
    Денежная масса (М2), %
    Инвестиции в основной капитал, %
    1,7
    13,3
    16,3
    -16,3
    24,6
    1,6
    22,3
    7,3
    22,9
    6,9
    22,9
    6,7
    Оборот розничной торговли, %
    Экспорт товаров и услуг, млрд. долл.
    14,1
    522,8
    -5,3
    345
    3,1
    433,4
    5,8
    468,3
    5,4
    526,9
    6,2
    580,2
    Импорт товаров и услуг, млрд. долл.
    Баланс товаров и услуг, млрд. долл.
    366,9
    155,9
    252,9
    92,1
    300
    133,4
    356
    112,4
    411,9
    115,1
    463,8
    116,4
    Счет текущих операций, млрд. долл.
    Счет текущих операций, % ВВП
    102,3
    2,2
    47,5
    4,4
    87,1
    6,0
    65,4
    4,0
    66,2
    3,4
    67,3
    3,1
    Потребление домохозяйств, %
    Реальная заработная плата, %
    11,0
    11,7
    -7,6
    -1,9
    4,7
    3,8
    5,7
    3,1
    4,4
    5,7
    5,0
    6,7
    Номинальная заработная плата, руб.
    Инфляция цен производителей (ИЦП), %
    17227
    -7
    18801
    13,9
    20732
    11,4
    22970
    9,8
    26088
    9,3
    29919
    6,7
    Монетизация экономики (М2 % ВВП) 32,6 40,2 43,9 48,7 52,5 57,5

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ЦМИ СБЕРБАНКА НА 2010-2013 ГГ. ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ

      2008 2009 2010 2011 2012 2013
    Предположения Нефть марки Юралс, долл./барр. 947 60,0 66 60,0 60,0 60,0
    Рост объема мировой торговли, %
    Курс $/евро
    3,5
    1,47
    -11,5
    1,40
    3,3
    1,22
    3,0
    1,00
    4,0
    1,10
    4,5
    1,20
    Отток капитала, млрд. долл. -132,8 -56,8 -12 -15 -5 0
    Прогноз основных показателей Реальный ВВП,% 5,9 -7,9 3,0 0,9 1,8 2.5 
    Номинальный ВВП, трлн. руб.
    Инфляция (ИПЦ), %
    41,4
    13,3
    39,1
    8,8
    43,5
    7,5
    46,4
    6,9
    51,6
    8,9
    57,1
    8,6
    Курс $/руб., средний за год
    Стоимость бивалютной корзины, среднегодовая, руб.
    24,8
    30,1
    31,7
    37,3
    31,8
    35
    35,6
    35,6
    37,4
    39,1
    37,5
    40,9
    Промышленное производство (новый индекс), %
    Реальные денежные доходы, населения, %
    0,6
    4,5
    -9,3
    1,6
    3,9
    1,88
    1,0
    0,66
    1,1
    1,68
    2,6
    3,26
    Денежная масса (М2), % Инвестиции в основной капитал, % 1,7
    13,3
    16,3
    -16,3
    15,3
    -0,8
    11,5
    0,9
    17,4
    1,6
    20,2
    3,6
    Оборот розничной торговли, %
    Экспорт товаров и услуг, млрд. долл.
    14,1
    522,8
    -5,3
    345
    2,0
    401,5
    2,5
    381,4
    1,9
    391,6
    3,1
    407,8
    Импорт товаров и услуг, млрд. долл.
    Баланс товаров и услуг, млрд. долл.
    366,9
    155,9
    252,9
    92,1
    281,5
    120
    287,7
    93,7
    305,1
    86,5
    333,7
    74,1
    Счет текущих операций, млрд. долл.
    Счет текущих операций, % ВВП
    102,3
    2,2
    47,5
    4,4
    73,7
    5,5
    46,7
    3,7
    44,1
    3,3
    31,9
    2,2
    Потребление домохозяйств, %
    Реальная заработная плата, %
    11,0
    11,7
    -7,6
    -1,9
    4,0
    3,1
    3,0
    -0,2
    1,6
    1,4
    2,5
    3,0
    Номинальная заработная плата, руб.
    Инфляция цен производителей (ИЦП), %
    17227
    7
    18801
    13,9
    20619
    6,4
    22104
    10,8
    24341
    8,4
    27227
    7,6
    Монетизация экономики (М2 % ВВП) 32,6 40,2 41,6 43,5 45,9 49,9

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ЦМИ СБЕРБАНКА НА 2010-2013 ГГ. ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ

      2008 2009 2010 2011 2012 2013
    Предположения Нефть марки Юралс, долл./барр. 947 60,0 81 90 95 95
    Рост объема мировой торговли, %
    Курс $/евро
    3,5
    1,47
    -11,5
    1,40
    10,0
    1,31
    8,1
    1,32
    8
    1,35
    8
    1,38
    Отток капитала, млрд. долл. -132,8 -56,8 8,2 25,2 35 40
    Прогноз основных показателей Реальный ВВП,% 5,9 -7,9 5,2 5,5 4,7 41
    Номинальный ВВП, трлн. руб.
    Инфляция (ИПЦ), %
    41,4
    13,3
    39,1
    8,8
    45,1
    6,6
    51,4
    7,1
    58,3
    6,9
    65,5
    7,5
    Курс $/руб., средний за год
    Стоимость бивалютной корзины, среднегодовая, руб.
    24,8
    30,1
    31,7
    37,3
    29,7
    33,8
    26,9
    30,7
    24,8
    28,7
    23,9
    27,9
    Промышленное производство (новый индекс), %
    Реальные денежные доходы, населения, %
    0,6
    4,5
    -9,3
    1,6
    7,7
    4,5
    4,0
    6,6
    5,0
    7,2
    4,5
    7,7
    Денежная масса (М2), %
    Инвестиции в основной капитал, %
    1,7
    13,3
    16,3
    -16,3
    29
    3,0
    29,8
    11,5
    26,1
    9,5
    24,4
    7,8
    Оборот розничной торговли, % Экспорт товаров и услуг, млрд. долл. 14,1
    522,8
    -5,3
    345
    3,6
    452,9
    8,2
    535,5
    7,4
    601,4
    7,7
    654,3
    Импорт товаров и услуг, млрд. долл.
    Баланс товаров и услуг, млрд. долл.
    366,9
    155,9
    252,9
    92,1
    308,7
    144,2
    392,2
    143,3
    467,9
    133,5
    536,9
    117,4
    Счет текущих операций, млрд. долл.
    Счет текущих операций, % ВВП
    102,3
    2,2
    47,5
    4,4
    106,3
    7,0
    119,3
    6,4
    103,5
    4,6
    87,4
    3,3
    Потребление домохозяйств, %
    Реальная заработная плата, %
    11,0
    11,7
    -7,6
    -1,9
    5,1
    4,2
    7,6
    5,4
    6,0
    8,1
    6,2
    8,5
    Номинальная заработная плата, руб.
    Инфляция цен производителей (ИЦП), %
    17227
    7
    18801
    13,9
    20802
    14
    23539
    10
    27259
    6,8
    31693
    7,5
    Монетизация экономики (М2 % ВВП) 32,6 40,2 44,9 51,2 56,9 63,0

    Экспансия инфляции на мир, или в шаге от валютной войны

    Перед уходом на каникулы палата представителей конгресса США приняла законопроект, приравнивающий валютные манипуляции за рубежом к субсидированию национальных экономик и направленный, прежде всего, против Китая. Представитель Белого дома Роберт Гиббс, однако, не уточнил, собирается ли Барак Обама подписать данный документ, придав ему силу закона. "Все будет зависеть от развития событий, и я не знаю ответа на этот вопрос", - сказал он. Новость весьма неоднозначно расценивается экспертами. Как отметил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, "открылась возможность для развития американского протекционизма". По его оценкам, это звучит странно, "потому что Америка - это страна традиционной открытой экономики".

    "Нельзя допустить перерастания валютной войны в торговую и усиления протекционизма на этой почве", - вторит ему министр экономики и новых технологий ФРГ Райнер Брюдерле в интервью, опубликованном сегодня в газете Handelsblatt. "Мы должны следить за тем, чтобы валютная война не переросла в торговую войну", - указал Р.Брюдерле. Правда, по оценкам министра, большую ответственность за то, чтобы не произошло эскалации, несет Китай. Министр экономики и новых технологий ФРГ выразил обеспокоенность угрозой связанного с этим роста протекционизма, а также заявил, что надеется на то, что в свете "хорошего сотрудничества в рамках "большой двадцатки" удастся прийти к согласию по поводу мирового валютного порядка".

    Ранее обеспокоенность по этому поводу проявляли директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан и президент Всемирного банка Роберт Зеллик. Оба лидера призвали страны к экономической "разрядке напряженности" вокруг курсовой политики разных стран. На раздельных пресс-конференциях они подчеркнули, что для дальнейшего преодоления последствий тяжелого финансово-экономического кризиса крайне необходимо крепить единство и солидарность стран-членов обеих глобальных организаций. Тем не менее, на сессии МВФ никаких решений принято не было. Как пояснил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин, принятие международных решений, определяющих валютную политику стран, пока преждевременно. "Мне кажется, сейчас внимание к валютным курсам избыточно. Они не являются сегодня таким слишком серьезным фактором в экономической ситуации", - сказал он. А.Кудрин напомнил, что валютный курс является следствием развития других показателей экономики, которые существенно отличаются в разных странах. "Последнее время все-таки больше в теории поддерживается политика свободных валютных курсов", - отметил он. В частности, такой позиции придерживаются США. "Это более полезно для экономики", - считает министр.

    Поскольку Большая семерка и Международный валютный фонд (МВФ) не продвинулись вперед в вопросе мировых валютных войн, доллар США продолжил снижение против большинства основных валют. Как отметила 14 октября лондонская газета Financial Times, США вступают в валютную войну против всего остального мира в попытке решить свои экономические проблемы за счет обесценивания доллара. "США ищут возможность навязать свою волю другим странам за счет печатного станка", - подчеркивает издание, и упрекает Вашингтон в том, что Соединенные Штаты добиваются распространения инфляции на мировую экономику. И, судя по всему, они выйдут победителями из этой борьбы, так как обладают неисчерпаемым ресурсом: Федеральная резервная система может отпечатать столько долларов, сколько пожелает", - отмечает газета.

    Курс на обесценивание доллара приведет не только к значительному сокращению внешнего государственного долга США, но и вынудит такие страны как Китай повысить обменный курс своих валют, чтобы не допустить развития в национальных экономиках высокой инфляции, подчеркивает Financial Times. При этом КНР упорствует и считает, что давление со стороны США и Европы ослабнет со снижением безработицы в этих странах. Глава китайского Центробанка отверг предположение о том, что Китай должен выступить с предложением временного ограничения экспорта в США.

    "Если США реально придется выставлять таможенные барьеры, а затем судиться с Китаем относительно того, насколько закономерно их решение", - рассуждает на "Эхе" Е.Ясин. Против иска Китая американцы выдвинут ответный иск о том, что КНР все время позволяет себе сохранять несвободный курс, а это - начало тех самых войн. "Экономическая война, которая, я надеюсь, не перейдет в вооруженные столкновения и так далее, но она как раз в этом и состоит", - сказал экономист. По его ощущениям, в ближайшие 15-20 лет нас ждет период турбулентности, когда между собой будут сталкиваться интересы разных стран. "И будут собираться "двадцатки" раз за разом, будут говорить друг другу вежливые фразы, а решений, никаких действенных мер предприниматься не будет", - резюмирует он.

    к содержанию

  • Раскрытие информации "ПРАЙМ"
    8-800-333-50-50
    (будни с 8-00 до 20-00 мск)
    E-mail: disclosure@1prime.ru

    Важная информация:

      Электронные документы, содержащие публичную информацию, должны быть подписаны эмитентом усиленной квалифицированной электронной подписью.
      Организациям, раскрывающим информацию на добровольной основе, необходимо направить письмо на адрес disclosure@1prime.ru с запросом для их подключения к сервису раскрытия информации без использования электронной подписи.