ИТОГИ ГОДА: Российские IPO напомнили о себе


23.12.2020 13:31


МОСКВА, 23 дек /ПРАЙМ/. Российский финансовый рынок в разгар пандемии COVID-19 вернул себе позабытый вкус к первичным размещениям: в 2020 году состоялось сразу несколько успешных IPO, притом что в предыдущие годы, если и звучало это сладкое слово из трех латинских букв - то только в контексте планов, а никак не реализованных сделок.

Начало модному тренду положила приватизация "Совкомфлота" – не случайно министр финансов Антон Силуанов назвал это IPO одной из самых ожидаемых сделок последних лет. Еще в июне 2017 года источник РИА Новости в банковских кругах говорил, что приватизация "Совкомфлота" "на сносях" и будет объявлена "со дня на день", однако появление нового эмитента на бирже в итоге затянулось еще на долгие три года. И хотя стоимость акций компании на бирже так и не поднялась выше цены размещения, рынок воспринял это событие в целом очень позитивно.

"Инвестиции в рынок акций всегда несут некий риск, и в короткой перспективе цена может варьироваться, но, с нашей точки зрения, IPO 2020 года уже создали тренд и сигнализировали рынку о том, что данный инструмент работает и может, и должен использоваться корпоративным сектором", - пояснил РИА Новости старший вице-президент Сбербанка<SBER> Андрей Шеметов.

Российский рынок акционерного капитала продолжал функционировать и в этом, и в прошлом году, но в основном за счет вторичных размещений акций (SPO) компаний, которые там уже присутствуют. Классических первичных размещений здесь не видели с мая 2019 года, когда онлайн-рекрутинговая платформа Headhunter провела IPO на бирже Nasdaq. Всего, по оценкам "ВТБ Капитала", за 2020 год российские компании привлекли за счет размещения акций более 8 миллиардов долларов – рекордный показатель за последние семь лет.

ПЕРВЫЙ ВЫХОД

"Совкомфлот" входит в число так называемых covid winners - это новый термин, который обозначает компании, получившие выгоду от пандемии коронавируса. На фоне обрушения спроса на энергоносители в первом полугодии 2020 года, очень сильно возросли ставки на фрахт, в танкерах стали не только возить нефть, но и хранить ее, что позволило компании неплохо заработать.

Размещение состоялось в начале октября на Московской бирже - сделка стала крупнейшим публичным размещением акций в отрасли с 2014 года, первым IPO российской компании с государственным участием с 2013 года, а также первым с 2017 года IPO компании не из ИТ-сектора.

Характерной особенностью сделки стало активное участие в нем розничных инвесторов, общее число которых на Московской бирже в этом году превысило 8 миллионов. Организаторы размещения отмечали, что на долю розницы пришлось около 15% спроса: розничные инвесторы приобрели акции "Совкомфлота" в рамках IPO примерно на 6 миллиардов рублей.

Всего компания разместила акции на 42,9 миллиарда рублей по 105 рублей за штуку, то есть по нижней цене первоначального ориентира, и с момента начала торгов котировки бумаг так и не поднимались выше цены размещения. Тем не менее, сам факт проведения этого IPO после длительного отсутствия первичных размещений в России дал сигнал старта для последующих выходов.

ЛЕД ТРОНУЛСЯ

Следом за IPO "Совкомфлота" состоялось вторичное размещение акций "Аэрофлота"<AFLT> на 80 миллиардов рублей, из которых акции на 30 миллиардов приобрели рыночные инвесторы, остальное – выкупило государство в качестве меры поддержки компании.

Чуть позже девелоперская группа компаний "Самолет" в рамках IPO на Московской бирже разместила акции по цене 950 рублей за бумагу – на общую сумму 2,9 миллиарда рублей. Что примечательно, около 70% спроса в данном случае было от розничных инвесторов, 30% - от институциональных.

"Самолет" изначально ориентировал инвесторов на двухэтапный процесс выхода на рынок. На первом этапе группа продала около 5% акций, а на горизонте следующих полутора-двух лет планирует сделать более крупную транзакцию с привлечением более широкого круга инвесторов, рассказал ранее в интервью РИА Новости соруководитель управления рынков акционерного капитала "ВТБ Капитала" Борис Квасов.

Вишенкой на торте завершающегося 2020 года стало очень успешное IPO российского маркетплейса Ozon одновременно на Nasdaq и Московской бирже. Сделка сопровождалась высоким спросом как со стороны институциональных, так и частных инвесторов.

В результате объем и цена размещения были повышены уже на этапе сбора заявок инвесторов. Компания в рамках IPO и частного размещения выпустила 42,45 миллиона новых обыкновенных акций по цене 30 долларов за бумагу, а чистый объем привлеченных средств составил 1,2 миллиарда долларов. Акции в первый день торгов после IPO росли в цене на 30-40%.

Эксперты уверены, что успех этого последнего размещения воодушевит многие другие компании из самых разных секторов на проведение IPO в будущем. В первую очередь, это касается, конечно, онлайн-компаний, поскольку данный сектор сейчас крайне популярен у инвесторов.

https://disclosure.1prime.ru/news/-203/{b4006ce7-c332-405c-b056-536ad550030a}.uif