Сделать домашней | Добавить в закладки | Реклама на сайте
Эмитент Аналитик Раскрытие
ПРАЙМ

ПОИСК

Версия для печати

ЦБ РФ представил свое видение развития регулирования брокерских услуг


25.10.2016 13:02


МОСКВА, 25 окт /ПРАЙМ/. Банк России представил участникам финансового рынка свое видение развития регулирования брокерской деятельности, целью регулятор ставит повышение защиты инвесторов и увеличение числа активных клиентов.

Регулятор опубликовал консультативный доклад "Совершенствование регулирования брокерской деятельности", который базируется на основных направлениях развития финансового рынка на 2016-2018 годы и тесно перекликается с другим консультативным докладом - по совершенствованию защиты инвесторов на финансовом рынке, который ЦБ представил летом.

Как сообщил журналистам зампред ЦБ Владимир Чистюхин, цель нового доклада - определение вместе с участниками рынка приоритетных направлений по регулированию посреднической деятельности на финансовом рынке, в том числе брокерской. Обсуждать доклад с участниками рынка ЦБ планирует ориентировочно до 19 декабря.

"В настоящее время наблюдаем разрыв между уровнем регулирования брокерской посреднической деятельности. Данное регулирование основано на классической, формализованной модели, которая не терпит отступлений как в определении того, что такое брокерская деятельность, так и в описании инструментов…", - отметил зампред ЦБ.

По словам Чистюхина, ряд существующих сегодня посреднических сервисов частично либо полностью не подпадают под эту формально регулируемую деятельность. В числе таких сервисов он, в частности, назвал интернет-магазины акций, где можно с помощью банковской карты оплатить акции через брокера, сервисы по предложению портфеля ценных бумаг, сервисы инвестирования типа "автоследование" (которые состоят в повторении сделок на счете клиента от определенного поставщика сигналов).

"Наша главная задача заключалась в том, чтобы в этом докладе описать некие ключевые признаки данных новых видов деятельности и те особенности, которые их отличают от прописанной в законодательстве формализованной модели", - пояснил Чистюхин.

По его словам, зачастую ЦБ видит, что не раскрывается вся информация о рисках, а также отсутствует фидуциарная ответственность (основанная на доверии – ред.), т.е. профессиональные посредники оказывают серьезное влияние на приобретение того или иного пула активов инвестором, но не несут за это никакой ответственности. "По нашему мнению, они должны разделять с клиентом ответственность за такого рода предложения по инвестированию, но сегодня законодательство данных норм не содержит", - отметил зампред ЦБ.

"Мы говорим, что обнаружили в регулировании и в практике осуществления деятельности определенные проблемы, которые можно решать разными путями. Но просто так оставлять их нельзя точно. Мы с участниками рынка должны обсудить, действительно ли мы правильно идентифицировали проблемы", - сказал он.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

В докладе ЦБ затрагивает вопросы конфликта интересов. "Сегодня на уровне законодательства и подзаконных нормативных актов еще ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, позже Федеральная служба по финансовым рынкам) установлены самые общие нормы относительно управления конфликтами интересов. Мы не можем их реально применять…", - сказал Чистюхин.

По мнению регулятора, на уровне законодательства, а, возможно, и подзаконных нормативных актов, должна быть введена типологизация основных видов конфликтов интересов.

"Возможно, имеет смысл говорить и о запрете тех операций, в которые изначально заложен конфликт интересов, когда, например, посредник является андеррайтером, то есть продвигает какие-то активы, и одновременно с этим он своим же клиентам эти активы предлагает для покупки. Очевидно, что здесь конфликт интересов налицо, управлять им очень сложно", - отметил он.

Также в докладе ЦБ поднимает вопрос перехода профессиональных участников рынка на единую лицензию. Директива ЕС о рынках финансовых инструментов не выделяет субъектов финансового посредничества в особые категории и не предусматривает самостоятельного регулирования для брокеров, дилеров, управляющих, вместо этого предлагается единое собирательное понятие "инвестиционная фирма", говорится в докладе.

"Возможно, имеет смысл вести речь о единой лицензии для инвестиционной фирмы. С моей точки зрения, это уже очень серьезное изменение ландшафта посреднической деятельности на финансовом рынке, потому что вместо брокеров, дилеров, депозитариев, несуществующих пока консультантов или советников появится единая инвестфирма, как это сегодня действует в ЕС", - сказал Чистюхин. Кроме того, Банк России хочет перейти к более широкому пониманию финансовых инструментов.

Как отмечается в докладе, в последнее время брокеры стали практиковать объединение валютных и фондовых позиций клиентов на "единых брокерских счетах" (счета внутреннего учета) и применять к ним единое портфельное маржирование.

Вместе с тем, посредническая деятельность на валютном рынке не входит в периметр регулирования брокерской деятельности, а это значит, что к ней не применяются правила маржирования открытых позиций клиентов, механизмы защиты имущества клиентов и так далее. Все это способно порождать произвольную и бесконтрольную практику посредничества на валютном рынке под видом регулируемых брокерских услуг.

В настоящее время клиенту могут быть открыты валютные позиции с плечом, весьма высоким для текущего уровня волатильности курса валют. Кроме того, отсутствие требований к сегрегации клиентских валютных портфелей подвергает их кредитным рискам в случае банкротства брокера, говорится в докладе.

"С нашей точки зрения, имеет смысл эту ситуацию обсудить. Возможно, мы сегодня не готовы с точки зрения издержек ставить вопрос о включении всего валютного рынка в рамки лицензирования брокерской деятельности, но отдельные вопросы, а именно маржирования и сегрегации, имеет смысл, возможно, подвести к этой деятельности и, таким образом, дополнительно защитить клиента", - сказал Чистюхин.

По его словам, своей целью регулятор ставит повышение числа активных клиентов профессиональных участников финансового рынка. В настоящее время у профучастников чуть меньше 3 миллионов клиентов, из них доля активных, которые совершают сделки через брокеров, составляет около 10%. "Наша цель - чтобы количество активных клиентов достаточно серьезным образом повышалось", - сказал Чистюхин.


Раскрытие информации "ПРАЙМ"
8-800-333-50-50
(будни с 8-00 до 20-00 мск)
E-mail: disclosure@1prime.ru


Уведомление о смене наименования ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ» на АО «АЭИ «ПРАЙМ»

Сведения о АО "АЭИ "ПРАЙМ" для включения в список инсайдеров

Важная информация:

    С 1 февраля 2017 г., электронные документы, содержащие публичную информацию должны быть подписаны субъектом раскрытия информации усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1.7 и п. 9.6 Техусловий).
    Для получения ключей электронной подписи в любом из авторизованных «ПРАЙМ» удостоверяющих центров: Объектный идентификатор на раскрытие информации ПРАЙМ - OID 1.2.643.6.42.5.5.5
    Инструкцию по работе с электронной подписью см. Инструкция по работе с электронной подписью
    Организациям, раскрывающим информацию на добровольной основе, необходимо направить письмо на адрес disclosure@1prime.ru с соответствующим запросом для их подключения к сервису раскрытия информации без использования электронной подписи.